Правила авторитета

Правило власти — это один из принципов социального влияния, который подчеркнул профессор психологии в Университете штата Аризона Роберт Чалдини. Оно заключается в большей склонности подчиняться людям, которых считают авторитетными. Иногда, однако, вы уступаете им только по внешнему виду и атрибутам высокого статуса, сосредотачиваясь на экстерриториальной ценности общения. Потому что люди склонны обращать внимание на то, кто и как говорит, и они уделяют меньше внимания тому, что говорят. Как работает правило авторитета? Что такое капитаноз? Каковы выводы эксперимента Милграма?

1. Роль власти

Во многих социальных ситуациях выдача приказа или даже распоряжения кому-либо легитимируется законами, культурными нормами, правопорядком или официальной прагматикой. Весь процесс социализации и воспитания маленького ребенка состоит в том, чтобы научить малыша подчиняться различным властям — родителям, учителям, врачам и т. д. Никого не удивляет подчинение работника работодателю или частному лицу командующему армией.

Влияя на авторитет и поддаваясь его просьбам или предложениям по автоматизму, необходимо поддерживать принцип стимул-ответ. Проявления функционирования этого правила можно найти даже в мире животных, которые подчиняются стадному лидеру и подражают его поведению. Лидер стада принимает решение о направлении развития, нормах и принципах, преобладающих в группе, и иерархии целей, что увеличивает шансы на биологическое выживание.

Маленькие дети также подражают и моделируют поведение своих родителей или опекунов, потому что они верят в их авторитет, мудрость и непогрешимость. Авторитет лидеру группы необходим, потому что он предоставляет обществу конкретные преимущества, например, защищает от анархии. Проблема возникает, когда начинают злоупотреблять властью и положением, рассчитывая только на свои привилегии и причиняя вред другим. Примерами негативных последствий верховенства власти и слепого послушания являются нацистская Германия, секты или выводы из исследования Стэнли Милграма.

2. Эксперимент Милграма

Стэнли Милгрэм, американский социальный психолог, провел эксперимент по подчинению власти в 1960-х годах. Официально исследование направлено на то, чтобы показать изменения в способности запоминания новых слов под воздействием увеличения электрического напряжения. Добровольцы служили помощниками профессора и, слушая его инструкции, направляли электрические импульсы к человеку, который неправильно запомнил слово.

Фактически, электричество было отключено, и человек, который должен был запоминать слова, был наемным актером, имитирующим судороги и конвульсии, вызванные предполагаемым поражением электрическим током. Фактические они были помощниками профессора Милгрэма, и цель исследования состояла в том, чтобы найти ответ на вопрос о том, насколько сильно люди находятся под влиянием авторитета и его предложений или команд.

Выводы эксперимента были шокирующими для общественности. Они не только спровоцировали жаркую дискуссию о пределах послушания, но и о пределах морально допустимых манипуляций в психологических экспериментах. Оказалось, что гримасы боли, крики, требующие прекратить экзамен, плач или просьбы пощады со стороны актера не вызвали сопротивления помощников против приказа профессора. Большинство респондентов выполнили отвратительный приказ проф. Милграма и намеренно причиняли боль другому человеку не менее 20 раз.

3. Методы воздействия

Тот факт, что человек с большей вероятностью выслушает указания и рекомендации властей, вполне понятен и очевиден. Так в чем же секрет верховенства власти как метода общественного влияния? К сожалению, человек часто не поддается действительным авторитетам, которые заслуживают уважения и признания, но выглядят как авторитеты, искусственно созданные манипулятором. Какие «хитрости» используются для обозначения авторитета?

Непонятный псевдонаучный поток слов — человек, слышащий «мудрые» звучащие слова, автоматически убеждается в том, что собеседник умнее его, что запугивает и делает его более покорным предложениям.

Внешность авторитета, внешние признаки высокого социального положения — элегантный наряд, роскошное офисное оборудование, дорогие автомобили способствуют формированию имиджа эксперта или специалиста, хотя человеку не нужны знания в той или иной области.

Ссылки на известные имена или знакомых с узнаваемым человеком — этот метод используется в политике, когда молодые кандидаты получают поддержку электората через «помазание и благословение» известных и популярных политиков старшего поколения.

Использование в рекламе известных личностей и актеров — хотя актер может быть совершенно не осведомлен, например, о пищевых добавках или лекарствах, он появляется в рекламе порошков от головной боли, потому что он вызывает симпатию и может быть признан авторитетом в любой области. Здесь есть иррациональный механизм, заключающийся в передаче характеристик от человека к качеству рекламируемого продукта.

Ссылки на научные названия, должности, учреждения и организации — лозунги, такие как: «Книга, номинированная на Пулитцеровскую премию», «Анджей Сапковский рекомендует», «Рекомендовано Институтом матери и ребенка», настоятельно рекомендуют покупку данного товара.

Подписание продукта с авторитетом в данной области — короче говоря, известный гинеколог и акушер рекомендует интимные гигиенические гели для женщин, адвокат рекомендует новейшую литературу в области права, а отличный дерматолог убеждает в прекрасных свойствах крема для глаз.

Приведенные выше примеры иллюстрируют, как влиять на других, не будучи объективно авторитетными.

4. Капитан и влияние на людей

Эффект капитана был обнаружен и описан организациями, занимающимися расследованием авиационных происшествий. Анализ отчетов о падениях самолетов показал, что во многих случаях прямой причиной аварии были ошибки капитанов, которые они игнорировали и на которые остальная часть экипажа не реагировала, не желая выставлять или противостоять авторитету капитана воздушного судна.

Признание безошибочности и профессионализма эксперта каким-то образом ослабило бдительность персонала и уменьшило давление на принятие мер по исправлению положения в случае ошибки капитана. Капитан — это не только об авиационной реальности. Везде, где есть иерархические отношения на основе подчиненных, может быть эффект капитана. Хорошим примером является крушение «Титаника», произошедшее по ошибке капитана, что ни один айсберг не потопит этот корабль.

То же самое относится и к отношениям врач-медсестра. Медицинский персонал на более низком уровне в иерархии, как правило, находится под влиянием авторитета профессионального врача, следуя его указаниям без раздумий. Оказание влияния через верховенство власти — довольно распространенное явление, о котором человек даже не осознает полностью. Возможность защиты от неэтичного социального влияния может состоять в повышении чувствительности к ложным признакам власти и разоблачении псевдокомпетентности.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии