«Доктор Стрэндж»- один из самых долгожданных фильмов это года- наконец вышел в прокат. В киновселенную Марвел со страниц комиксов пришел Стивен Стрэндж- блестящий нейрохирург со скверным характером. У многих супергероев Марвел есть момент, который делит жизнь на «до» и «после». Для Стрэнджа это авария, в которой он получает серьезное повреждение рук. Медицина оказывается бессильна, карьера хирурга рушится, отношения с единственным близким человеком Стивен разрушает сам. В надежде найти исцеление, он отправляется в Непал, откуда однажды на своих двоих вернулся парализованный мужчина. Вместо прогрессивной медицины Стивену там предлагают обучиться магии.
Казалось бы, чего мы только не видели в киновселенной Марвел? Вот такой магии мы еще не видели. Слоган фильма гласит: «За гранью сознания лежит новая реальность». И действительно, магия в этом фильме- это немыслимый калейдоскоп. Секвенция, в которой Старейшина показывает Стрэнджу параллельные миры вселенной, это, как говорится, легкая наркомания, которую трудно понять, но хочется смотреть, потому что это безумно красиво. Мы видим как с помощью магии создают порталы, оружие, искривляют реальность под самыми разными углами, манипулируют временем, выходят в астрал. Но настоящую магию творят специалисты по CGI, которые проделали сложнейшую работу, чтобы мы надолго запомнили эти два часа и захотели сходить в кино снова. С момента анонса фильма многих волновали вопросы- будет ли ввод магии в киновселенную Марвел удачным? Как будет она соседствовать с мутантами людьми со сверхспособностями, искусственным интеллектом, Железным Человеком, с высокими технологиями, которые редко существуют в одной вселенной с магией? Да, у Марвел есть скандинавские боги, есть Алая Ведьма, есть камни бесконечности, но магия Доктора Стрэнджа- это новый уровень. В том, что у студии все получится, не стоило и сомневаться. В конце концов эти ребята сделали суперпопулярными дерево и говорящего енота с пушкой.
Что же еще есть у Доктора Стрэнджа, помимо красивой картинки? Бенедикт Камбербэтч. Когда-то давно на роль Стрэнджа сватали Хоакина Феникса, но не срослось. Теперь невозможно представить в этой роли кого-то, кроме Камбербэтча. Теперь Стрэндж неотделим от него, как Стив Роджерс от Криса Эванса, как Тони Старк от Роберта Дауни младшего. Кстати о последнем. Очень хорошо заметно, что Стрэнджа ставят в один ряд с Тони Старком. Богатый, эгоистичный, самовлюбленный Стивен- это же Тони времен первого Железного Человека. Будет интересно посмотреть как эти двое будут взаимодействовать в следующих Мстителях.
Помимо Камбербэтча стоит отметить Тильду Суинтон, исполнившую роль Старейшины- учителя Стрэнджа. В комиксах Старейшина- это мужчина, поэтому изначально многие были недовольны таким отступлением от канона. Однако в итоге оказалось, что она едва ли не единственный интересный персонаж помимо главного героя. Экранного времени у нее немного, о ее прошлом почти ничего неизвестно, но, благодаря Суинтон, становится понятно, что она обладает бесконечной мудростью, владеет огромной силой и знаниями, а потому хочется отдельный фильм о Старейшине.
Остальные актеры делают ровно то, что от них требуется, и даже главный злодей в исполнении Мадса Миккельсена не вызывает никаких эмоций. И тут мы сталкиваемся с вечной проблемой Марвел- отсутствие хоть сколько-нибудь интересного антагониста с внятной мотивацией. Кицилий когда-то потерял близких, теперь он вместе с кучкой последователей хочет передать Землю властителю темного измерения Дормамму (который является главной занозой Стрэнджа в комиксах). Все. Его сторонники так и вовсе играют роль реквизита. Хорошо хоть, что болтал Кицилий куда меньше Альтрона.
«Доктор Стрэндж» это, вероятнее всего, последний фильм о происхождении героя, который сосредоточен строго на одном персонаже. В будущем Марвел не планирует делать сольные фильмы героев полностью сольными. Так, в новом Человеке Пауке важную роль сыграет Железный Человек. Капитан Марвел тоже не будет в своем фильме одна за всех, как и Черная Вдова. Стрэндж был один, ему не пришлось делиться экранным временем ни с кем из Мститилей, но к сожалению, двух часов оказалось мало, чтобы в полной мере раскрыть его историю. Вплоть до путешествия Стрэнджа в Непал остро ощущается, что режиссер Скотт Дерриксон очень торопился. За всю первую половину фильма времени передохнуть между сценами просто нет. Оттого кажется, что в аварию Доктор попал слишком скоро, еще не все выжали из его истории до становления магом. Обучение Стрэнджа магии тоже проходит быстро, в третьем акте, в котором герой сталкивается со злодеем, времени на достаточное раскрытие персонажа уже нет. Личность Стрэнджа теряется, ему не дают принять решение- сражаться или нет, его просто втягивают в битву без адекватных объяснений, а по ходу событий уже и некогда рассусоливать. И ведь можно было сократить сражение Стрэнджа с Кицилием в храме, но куда там, это же супергеройское кино, людям нужен экшн. Так что в финале мы имеем не личность, а просто очередного хорошего парня, который волею судеб получил огромную силу, а «с великой силой приходит великая ответственность», так что герою остается только надеть плащ (спасибо, что не трико) и тоскливо уставиться вдаль, размышляя о своем тяжком бремени. И руки-то Стивен так и не вылечил.
Однако при всех минусах, история происхождения героя все равно вышла интересной, так как сделана она по схеме Марвел, которая прекрасно работала в предыдущих 13 фильмах студии. Да и работают фильмы этой студии лучше всего не по одиночке, а вместе с остальными картинами. Марвел умеет создавать персонажей, которые меняются от фильма к фильму, от приключения к приключению. Тони Старк времен первого Железного Человека не так интересен, как Старк, прошедший через все свои сольники, двух Мстителй и Противостояние. И, что является безусловным достоинством фильмов студии, персонажи меняют друг друга. Разве можно сейчас представить Черную Вдову без ее дружбы с капитаном Америкой, которая развивалась от первых Мстителей до Противостояния? Или взаимоотношения Капитана с Тони Старком, которые менялись от неприязни к терпению-почти дружбе, а потом и к вражде? Нет, нельзя. Один за другим герои присоединялись к киновселенной Марвел, и даже Алая Ведьма, пришедшая относительно недавно, стала неотъемлемой частью Мстителей. Доктор Стрэндж, несомненно, уже сейчас занял важное место в мире Марвел и приятный бонус в виде сцены после титров с Тором это доказывает.
Автор: Яна Никишина