«Ночные животные» Тома Форда: магия и реализм

Под покровом ночи / Ночные животные. Том Форд

Семь лет назад известный дизайнер Том Форд впервые ворвался в мир кинематографа с его мелодрамой «Одинокий мужчина», которая произвела небывалый триумф. В 2016 году режиссёр вновь представил публике своё зверское детище – «Ночные животные». В российском прокате картина выйдет под названием «Под покровом ночи». На Венецианском кинофестивале фильм получил «Особый приз жюри».

Фильм является сложной, по-Фрейдовски двухмерной, провокационной и агрессивной лентой.

Сюжет картины прост и довольно жесток: Главный герой – Тони Гастингс (Джейк Джилленхол), находясь в тревожном состоянии, ведёт автомобиль по ночной дороге  Техаса. С Тони в автомобиле находятся его жена и дочь. Неожиданно их автомобиль начинает «подрезать» банда дорожных «отморозков». На дороге начинается ожесточенное соревнование. Тони останавливает автомобиль. Его избивают, а жену и дочь увозят в неизвестном направлении. Позже становится известно, что они изнасилованы  и убиты. Тони остаётся один под покровом ночи в техасской пустыне. На этом заканчивается первый акт постмодернистского триллера.

Впрочем, извечное содержание о первозданном насилии быстро трансформируется в другой, не менее вечный сюжет – о мести. Потерявший смысл жизни муж и отец, Тони расследует преступление и начинает продумывать план мести. Помогает ему в этом следователь Майкл Шеннон, причудливо-маниакальный и грубоватый «коп», все время курящий и носящий «пушку» в кармане. На всякий случай.

Сьюзен, главная героиня (Эми Адамс), успешная, элегантная, но безупречно одинокая, устраивает вернисаж выставки в галерее. На постаментах в замедленной съемке похотливо извиваются абсолютно нагие тела корпулентных уже немолодых в блестках женщин. Гребни жира закатываются в такт музыки, опустившиеся груди под тяжестью тела глумливо зазывают и увлекают зрителя.

В тот день Сьюзан не может уснуть. Чтобы побороть бессонницу, она решает прочесть новый роман своего бывшего мужа, в котором с легкостью угадываются образы самой Сьюзан и ее первого мужа, Эдварда. Сьюзан увлекается чтением романа и переосмысливает свои отношения с экс-супругом.

Много лет назад Эдвард мечтал стать писателем, а Сьюзан – рисовать картины. Но быстро сообразив, что реалисткой быть куда выгоднее, она поменяла свою профессию. В писательские способности Эдварда она не верила,  считав его рассказы скучной макулатурой. Но роман бывшего мужа «Под покровом ночи» не оставил её равнодушной. В нём Сьюзан находит множество загадок и намёков, адресованных именно ей.

Роман заставил главную героиню вернуться в прошлое и задуматься о своей настоящей жизни. Она ведет благополучное гламурное, но «холостое» существование, полное неискренности и тёмных, разгульных страстей. Ее нынешний муж – рядовой светский «гуляка» и мачо, успешный бизнесмен.

Настоящая жизнь Сьюзен резко контрастирует с атмосферой романа, действие которого разворачивается в брутальном Техасе, а не в гламурно-звездном Лос-Анджелесе. В романе живут не эстеты и просветители искусства, а «гопари» и озверевшие «головорезы». Читая книгу, Сьюзен начинает осознавать, какую боль она причинила своему первому мужу двадцать лет назад. Рана ещё не затянулась. Оказывается, спустя столько лет она продолжает его любить.


Эдвард стал не великим писателем, а хорошим художником. Сьюзен устраивает выставки, так и не научившись рисовать.


Сознательное и бессознательное, настоящее и вымышленное – на этой полифонии строится вся картина, обнажающая уязвимость и субтильность человека. Голая героиня под струями воды – это попытка режиссёра сорвать маску и оставить её наедине со своими ошибками, страхами и иллюзиями из прошлого. Прошлое как многослойная загадка исчезает и теряется в подсознании героев и зрителя. Это спусковой крючок, который Том Форд умело использует для того, чтобы сделать фильм мистическим, по-режиссёрски сочным и «слоистым».

В картине все по высшему разряду: режиссёрский замысел, актерское мастерство, костюмы героев, музыка и операторская работа. Том Форд, в анамнезе кутюрье, не скатывается до низкопробных навязчивых визуальных эффектов, а использует интересные художественные решения, которые работают на всю идею фильма. Например, красные диваны в начальных сценах картины, убитые и растерзанные жена и дочь на красной софе, белые блузы главной героини, картины на выставке Сьюзен, выполненные в красных и чёрных тонах.

Оператор фильма Шеймас МакГарви так виртуозно выстраивает величественные панорамы бескрайних пустынь Техаса с чернильно-задрапированным небом, что повествование приобретает уже сновиденческий характер.

Сначала кажется, что картина «Под покровом ночи» про какого-то выдуманного Тони и несуществующую Сьюзан. Однако в действительности, все это про меня и про тебя. Без выдумок и иллюзий.

Автор: Юлия Рудченко.

Пока нет комментариев

  • Привет, гость